Правовой статус КФХ
Первые крестьянские (фермерские) хозяйства в современной России создавались на основе закона 1990 года. Некоторые из этих хозяйств существуют в первозданном виде и по сей день, и могут так существовать до 2010 года. Правовой статус вновь регистрируемого сегодня крестьянского (фермерского) хозяйства коренным образом отличается от статуса 90-х годов. Настоящий раздел посвящен современному правовому статусу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Сегодня крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Организационно-правовая форма КФХ
Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признается предпринимателем (индивидуальным) с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
В свидетельстве о государственной регистрации, уведомлении о постановке на налоговый учет, платежных поручениях, а также во всех официальных документах крестьянское (фермерское) хозяйство именуется так:
Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Коновалов Александр Петрович.
Ни устава, ни учредительного договора, ни собственного наименования крестьянское (фермерское) хозяйство не имеет. По сути дела, крестьянское (фермерское) хозяйство – это деятельность индивидуального предпринимателя в сфере сельского хозяйства.
И если бы крестьянское (фермерское) хозяйство всегда создавалось только одним гражданином, никаких проблем с определением его правового статуса не возникло бы – 100% копия деятельности индивидуального предпринимателя. Но крестьянское (фермерское) хозяйство, как правило, – объединение нескольких граждан, один из которых и становится главой.
Правовое положение членов КФХ
Наибольшую трудность представляет собой определение правового положения рядовых членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Единственный документ, который содержит сведения о рядовых членах крестьянского (фермерского) хозяйства – это соглашение о его создании. Он оформляется в простой письменной форме и не имеет отметок регистрирующего органа.
Таким образом, рядовой член крестьянского (фермерского) хозяйства - это участник общей собственности имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, который лично участвует в его работе и имеет право на часть доходов, полученных от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и (или) натуральной форме (личный доход).
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства. Общая собственность – это имущество, которое принадлежит двум или более лицам.
Частными случаями общей собственности являются совместная и долевая собственность.
Совместная собственность означает: 1) имущество, находится в собственности двух или нескольких лиц; 2) доли каждого из собственников не определены.
Долевая собственность означает: 1) имущество, находится в собственности двух или нескольких лиц; 2) доли каждого из собственников определены.
По умолчанию имущество КФХ находится в совместной собственности его членов. Это не всегда удобно, т.к. фактические доли членов КФХ могут быть разными. Изменить совместную собственность на долевую можно соглашением о создании КФХ. В этом случае раздел имущества и выдел из него доли осуществляется по соглашению членов КФХ.
Наиболее актуально проблема выбора между общей и долевой собственностью стоит в случае, если земельный участок (самое дорогое имущество) находится в собственности одного из членов. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
Ответственность членов КФХ
Наибольший интерес и сложность вызывает ответственность членов по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае, если хозяйство не сможет расплатиться по своим обязательствам, к нему последовательно применяются несколько процедур банкротства, последняя из которых – конкурсное производство (т.е. продажа имущества крестьянского (фермерского) хозяйства для расчета с кредиторами).
В конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства (имущество, за счет продажи которого удовлетворяются требования кредиторов) включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.
Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.
Государственная поддержка фермеров
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов; 2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве; 3) развитие племенного животноводства; 4) развитие элитного семеноводства; 5) обеспечение производства продукции животноводства; 6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними; 7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; 8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; 9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог; 10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства; 11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Регистрация
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства статус физического лица, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, приравнивается к индивидуальному предпринимателю.
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Порядок и сроки государственной регистрации определены главой 3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства документы, предусмотренные статьей 22.1 Закона № 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом заявителем является глава крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть лицо, обращающееся за государственной регистрацией.
На основании пункта 4 Постановления № 439 приказом МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждены формы заявлений, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств.
При заполнении Заявления по форме № Р21002, утвержденной указанным приказом МНС России, рекомендуется использовать положения Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@.
Налоги
Деятельность КФХ относится к предпринимательской (коммерческой) и облагается налогами. Налоги, уплачиваемые КФХ, зависят от результатов деятельности и выбранной системы налогообложения. Выбор системы налогообложения для КФХ широк: можно применять традиционную систему налогообложения, один из вариантов упрощенной системы налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
При выборе системы налогообложения следует учитывать, что по сути налогами облагаются доходы физических лиц. В КФХ есть две категории физических лиц: члены КФХ и наемные работники. По заработной плате наемных работников налоги и страховые взносы уплачиваются в таком же порядке, как и у любого другого работодателя.
|