Республика Ингушетия                                                                                                                                                         

Меню сайта

Главная » Статьи » Мои статьи

Единый сельскохозяйственный налог: плюсы и минусы

На сегодня для сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальный режим налогообложения (ЕСХН).

Предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения, уплачивают следующие виды налогов: НДС, налог на прибыль (предусмотрена льгота по налогу на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции), единый социальный налог, транспортный налог (льгота в части грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники), налог на имущество (льгота в отношении имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции), земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование водными объектами и платежи за загрязнение окружающей среды. Налог с продаж, налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции с 2004 года отменены. 

С 1 января 2004 года вступила в действие Глава 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)» в новой редакции.

До этого времени, а именно с 1 января 2002 года, действовал закон, согласно которому предлагалось введение фиксированной ставки налога за гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании. Анализ показал, что при его введении предприятия, имеющие высокий уровень производства, сокращают сумму уплачиваемых налогов, а предприятия со слабой экономикой должны были платить еще большие налоги.

В результате принятый закон о Едином сельскохозяйственном налоге, призванный облегчить налоговое бремя сельскохозяйственных товаропроизводителей, уменьшив количество начисляемых и уплачиваемых налогов, в первоначальной редакции не оправдал себя и не работал. В этой связи Комитет Государственной думы по аграрным вопросам в порядке законодательной инициативы внес концептуальные изменения, касающиеся практики применения ЕСХН. 

Законом предусматриваются следующие основные нормы:

1. Налогоплательщиками ЕСХН признаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.

2. Переход на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения устанавливается следующий: в период с 20 октября по 20 декабря, предшествующий году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, в налоговую инспекцию по месту нахождения подается заявление. При подаче заявления предоставляют данные о доле дохода от сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода по итогам 9 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН. 

Переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно. В 2004 году, поскольку закон был принят уже в ноябре, срок подачи заявления в налоговый орган о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога продлен до 1 июня 2004 года. 

3. Налоговым периодом признается календарный год. Перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода нельзя. Переход возможен только с начала календарного года, уведомив об этом ИМНС не позднее 15 января года, в котором предприятие предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового периода выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 70 %, то налогоплательщик подает заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода и производит уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по ЕСХН. Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения вправе перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после того, как утратил право на его применение.

4. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

5. Порядок определения и признания доходов и расходов во многом определяется действующими на сегодня нормами гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и расходами, учитываемыми во многом также по принципу учета расходов при определении налоговой базы этой же главы, но с некоторыми немаловажными особенностями. В частности, расходы увеличиваются на сумму приобретаемых основных средств и относятся на затраты в момент их ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств, срок службы которых до 3-х лет, списывается на расходы в первый год уплаты ЕСХН. При сроке службы от 3 до 15 лет в первый год на расходы списывается 50 % стоимости, 2-й – 30 %, и в 3-й – оставшиеся 20 % стоимости. При сроке службы свыше 15 лет остаточная стоимость списывается на расходы равными долями в течение 10 лет. Лизинговые платежи также учитываются по расходам, а также суммы НДС, уплаченные в цене товара.

6. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %, при этом сумма убытков, превышающая это ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

7. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

8. Налоговая ставка составляет 6 %.

9. Налог уплачивается по месту нахождения организации и зачисляется на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

10. Налоговые декларации составляются по истечении налогового периода и представляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Уплачивается налог не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004-2005 годах по ставке 0 %,2006-2008 годах по ставке 6 %, 2009-2011 гг. – 12 %, 2012-2014 гг. – 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ – 24 %.

Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату четырех налогов. 

Первый заменяемый налог – налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на специальный режим налогообложения, до 2006 года освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности (налогообложению подлежит прибыль от прочей деятельности).

Второй заменяемый налог – налог на имущество. 

Третий заменяемый налог – единый социальный налог. На него приходится наибольшая экономия при переходе на уплату ЕСХН, поскольку при существующем режиме налогообложения это составляет 26,1 % от фонда заработной платы, а при переходе на уплату ЕСХН – 10,3 % (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). 

В 2003 году в сельском хозяйстве начислено 1022 млн. руб. заработной платы, соответственно сумма начислений по единому социальному налогу – 266,7 млн. руб., при уплате ЕСХН это составило бы 105,3 млн. руб., то есть, экономия могла бы составить 161,4 млн. руб.

Четвертый заменяемый налог – НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС. В прошедшем году, с облагаемых объемов реализации НДС, подлежащий уплате в бюджет, составил по сельским товаропроизводителям 450 млн. руб. НДС, уплаченный поставщикам по материальным ресурсам, приобретенным на производство, составил 520 млн. руб. Разница в сумме 70 млн. руб. оставалась у сельхозтоваропроизводителей на пополнение оборотных средств. 

В первоначально предложенном варианте закона предполагалось сельхозтоваропроизводителям предоставить право самим решать, уплачивать НДС в соответствии с общим режимом налогообложения, либо относить на расходы сумму НДС, уплаченную в цене товара.

Следует учесть, что с 2004 года ставка по материальным ресурсам составляет 18 %, следовательно, сумма возмещаемого из бюджета НДС в результате сокращения разницы в процентных ставках сократится.

Положительным моментом является то, что переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно, в зависимости от конкретно сложившейся финансово-экономической ситуации на предприятии (в отличие от предыдущего Закона, введение в действие которого на территории принималось региональными органами власти).

В 2004 году с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН перешли 226 предприятий, в том числе 27 агрофирм, 97 коллективных сельскохозяйственных предприятий, 102 крестьянских (фермерских) хозяйства. Расчеты показывают, что специальный режим налогообложения приемлем для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы. По таким предприятиям ожидается сокращение тяжести налогообложения на 125 млн. руб. Наибольшую экономию предполагают получить хозяйства Ливенского района – 33 млн. руб., Малоархангельского района – 19 млн. руб., Орловского и Кромского районов – по 9 млн. руб. При сокращении объема текущих платежей у хозяйств будет реальная возможность направлять высвободившиеся денежные средства в производство. 

Существенным моментом, сдерживающим переход сельхозпредприятий с общего режима налогообложения на специальный режим, было то, что НДС по не списанным на производство материальным ресурсам необходимо было возвратить в бюджет. В целом по области это 168 млн. руб. Государственной Думой РФ принята поправка в налоговый Кодекс, устанавливающая, что при переходе на уплату ЕСХН «входной» НДС не подлежит уплате в бюджет.

Финансово устойчивым предприятиям, соблюдающим расчетно-платежную дисциплину, получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, переход на уплату ЕСХН не дает значительной экономии по налогам в сравнении с общим режимом налогообложения. Таким предприятиям, как ОАО «Агрофирма «Мценская», ЗАО «Маслово», ЗАО АПК «Юность», ЗАО «Славянское», ООО «Троснянский бекон», получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, специальный режим налогообложения невыгоден, поскольку ведет к увеличению объема налоговых платежей в сравнении с действующим режимом налогообложения в целом на 28.6 млн. руб.

Во многом вопрос выгодности или невыгодности перехода сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога зависит от проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики. Так, к примеру, в Брянской области сельхозтоваропроизводителям не была предоставлена льгота по налогу на имущество. В результате предприятия, не перешедшие на специальный налоговый режим должны уплачивать в год 2,2 % от остаточной стоимости своего имущества. Это послужило весомым аргументом в пользу перехода на ЕСХН.

В нашей области, благодаря поддержке агропромышленного комплекса губернатором Е.С. Строевым, администрацией и областным Советом народных депутатов, система налогообложения имеет более взвешенный и гибкий подход. На региональном уровне сельхозтоваропроизводителям предоставлена льгота по транспортному налогу в части грузового автотранспорта (экономия составляет 28 млн. руб.), налогу на имущество в отношении имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции (экономия 104 млн. руб.). Такой подход в значительной мере способствует укреплению экономики отрасли в целом.

Следовательно, если говорить о достоинствах и недостатках данного закона, можно выделить следующее. 

Положительные моменты:

– сокращается количество начисляемых и уплачиваемых налогов;

– сокращается сумма уплачиваемых налогов для слабых и средних хозяйств;

– оптимизируются сроки уплаты налога (учитывая то, что первое полугодие является затратным, т.е. ЕСХН будет уплачиваться раз в год);

– упрощается ведение бухгалтерского учета

– добровольность выбора режима налогообложения.

Отрицательные моменты:

– для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого бюджетом НДС;

– предприятия с высоким уровнем производства должны уплачивать дополнительно налог на прибыль (до 2006 года действует льгота по налогу на прибыль от сельскохозяйственной деятельности). 

Урегулирование отрицательных моментов может быть достигнуто при условии уравнивании ставок НДС по ресурсам, приобретаемым с 18%-ной ставкой и реализуемой сельхозпродукцией с 10%-ной ставкой.

В настоящее время вопрос уравнивания ставок НДС находится на рассмотрении в Правительстве. По представлению Минфина РФ ставки налога могут быть уравнены. В этом случае вопрос решается автоматически. При уравнивании ставок НДС количество предприятий, которым специальный режим налогообложения выгоден, возрастет.

Е.Н. Дубровин – заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области по экономике и финансам, кандидат сельскохозяйственных наук


Категория: Мои статьи | Добавил: admin (15.09.2010)
Просмотров: 13033 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 6
6 SEATSPIGITGAM  
0
Мне, если честно, понравилось

5 Zenionurciree  
0
Данный пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо Вам. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

4 vipkvartx  
0
http://kvartiravkazani.webs.com/ - продажа квартир в казани без посредников

3 Valentina  
0
Уважаемый автор, а как же применяемая сельхозтоваропроизводителями упрощенная система налогообложения?!

2 Liska  
0
Премного благодарен.

1 diegrepespecy  
0
У нас на сайте вы найдете:[url=http://filmsonline2012.ru/] кино новинки 2012
[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz